[REQ_ERR: 401] [KTrafficClient] Something is wrong. Enable debug mode to see the reason. Михайлов Олег Николаевич. Народный художник РФ, Заслуженный художник РФ. (1934-2006) - Московская галерея «Хамовники»
Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Россия
Москва, Карманицкий пер. 3 А, стр.1
Напишите нам
Автор
Михайлов Олег Николаевич. Народный художник РФ, Заслуженный художник РФ. (1934-2006)

Народный художник РФ, Заслуженный художник РФ. (1934-2006)

Живописец. Член Союза художников СССР.
Работал в жанрах пейзажа, портрета, натюрморта, сюжетной композиции на историческую тему. .Родился в Сыктывкаре . Окончил с отличием педагогическое отделение Московского областного художественного училища «Памяти 1905 года» (1959, I премия за дипломную работу «На Крайнем Севере»). Учился на отделения станковой живописи Московского государственного художественного института им. В.И.Сурикова. Член Союза художников СССР (1967).

Художник неоднократно бывал в творческих поездках в Крыму, на Севере, в Поволжье, в Прибал­тике, собирая этюдный материал для своих работ. Излюбленный жанр художника – лирический пейзаж. В его работах – гармония красок и света, образность и одухотворенность изображаемой природы.

Заместитель председателя бюро секции жи­вописи МООСХ (1978–1996), с 1996 г. член бюро секции живописи МООСХ. Неоднократно назначался членом художественного совета по живописи Ногинской ХПМ и художественного совета по монументально-оформительскому искусству НХПМ.

Картины Михайлова “Белое море”, “Кипарис” и “Утро на взморье” экспонировались на республиканской выставке художников-маринистов. Олег Михайлов становится постоянным участником крупнейших художественных вернисажей страны.

Постоянный участник городских, областных, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставок (1953–1998): областные выставки произведений моло­дых художников (1955–1966), республиканская выставка произ­ведений художников-маринистов (1961), всесоюзная выставка произведений художников-маринистов (1961), всесоюзная вы­ставка произведений молодых художников (1962), передвижная всесоюзная выставка «Мастера советского пейзажа» (1964), все­союзная и республиканская выставки, посвященные 50-летию ВЛКСМ (1968), выставка произведений молодых художников в Болгарии (1969), выставка «Подмосковье мое», посвященная 20-летию МООСХ (1968), юбилейная выставка «25 лет МООСХ» (1972), зональные выставки «В едином строю» (1964), «Центр. Северные области» (1969), выставки «Художники центральных областей России» (1974), «Подмосковье» (1980, 1984, 1990), все­союзная художественная выставка «Земля и люди» (1982), юби­лейная областная выставка «50 лет МООСХ» (1996), республикан­ская выставка «Россия-1Х» (1999), всероссийская художественная выставка «Имени Твоему», посвященная 2000-летию Рождества Христова (2000), групповые выставки произведений художников за рубежом (1990-2000).
Работы экспонировались на художественных выставках в нашей стране (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Нов­город, Вильнюс, Владивосток, Дмитров, Иваново, Калининград, Клайпеда, Курск, Мурманск, Паланга, Подольск, Сергиев Посад, Тула) и за рубежом (Бейрут, Берлин, Версаль, Лион, Оттава, Париж, Прага, Реймс, Ситка, Сент-Этьен, София, Торонто).

10 персональных выставок в Москве (1972, 1984, 1995), Ногинске (1962, 1979, 1997), Электростали, Орехово-Зуеве (1979), Электроуглях (1997).

Основные работы: серия пейзажных работ «По Северу» (Архангельская область), серия работ, посвященная 200-летию династии Морозовых в г.Богородске (Ногинск), серия работ, посвященных 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина, «Пушкин в Богородске», «Клайпеда», «Кипарисы», «Белое море», «Утро на взморье», «Весна в совхозе им. Горького», «Паланга», «Теплый май», «Осенний мотив», «Ночь», «Ольха», «Кончилось лето», «Белая ночь».

Работы находятся в Ногинском краеведческом музее, в историко-художественных музеях в Электростали, Истре, в Плесском и Шушенском краеведческих музеях, в художественных музеях Красноярска, Мурманска, Новгорода, в картинной галерее города Электроугли, в Королевской Академии искусств в Лондоне, в част­ных коллекциях в России, странах СНГ, Великобритании, Германии, Канаде, Ливане, США, Франции, Швейцарии, Японии и Италии.

Вступительная статья Е. Глазкова к каталогу выставки “Олег Михайлов” Ногинск 1979 г.

Чтобы полнее понять художника, наверное, мало того, чтобы видеть его работы, для этого нужно видеть и его окружение, познать тот мир, в котором он живет. В верности этих слов невольно убеждаешься при знакомстве с творчеством Ногинского живописца Олега Михайлова.
Детские годы художника прошли в “краю непуганых птиц”—на русском Севере, среди могучей северной природы, местами еще девственной, но в целом уже покоряющейся человеку, обжитой им. Юношеские годы-пора выбора жизненного пути и творческого становления—связаны для него с Ногинском, где он жил и живет; с Москвой, где постигал основы живописного мастерства; с Прибалтикой, Средней Азией и опять же с русским Севером-местами, где писал свои полотна, нашел образы своих героев.
Еще в детстве О. Михайлову посчастливилось познакомиться с преподавателем рисования Александром Александровичем Цинцевичем-скромным, но удивительно добрым и зорким человеком. Это его считают своим “крестным отцом”, ставшие теперь довольно известными в Подмосковье ногинские художники. Одним из первых обратил он внимание на работы Михайлова, во многом еще не совершенные, подражательные. Именно он привил ему любовь к живописи, пробудил в нем стремление прежде всего стремиться в своих пейзажах к непосредственной жизненной достоверности в изображении природы. Особенно ценил старый учитель этюды, написанные непосредственно с натуры, во всей ее конкретности, всей точности реальных цветовых отношений в световоздушной среде.
В мастерской О. Михайлова до сих пэр хра- нится один из его первых этюдов, написанный им в 1954 году, когда юному художнику было еще очень немного лет. Но, всматриваясь в него, как-то не думаешь о возрасте автора: этюд целен по колориту и форме, верно передает черты хмурогэ зимнего дня. Удачно обыгрывается мотив старых полуразвалившихся сараев и белизны первого белокрылого снега. Поражает точность разработки отдельных цветовых отношений.
Бесспорно, что этот и подобные ему этюды не только радовали наставника О. Михайлова, но и приоткрыли перед ним в 1954 году двери Московского художественного училища памяти 1905 года.
С особой теплотой вспоминает сейчас художник своих педагогов: Михаила Владимировича Добросердова, Осипа Абрамовича Авсияна и Александра Михайловича Дубинчика, во многом способствовавших быстрому развитию его дарования. После окончания училища О. Михайлов поступает в Ногинскую художественную мастерскую, много ездит по стране, много пишет, накапливает увиденное.
Формирование О. Михайлова неразрывно связано с теми глубинными и закономерными процессами, бурно заявившими о себе в советском искусстве в начале 60-х годов. Поэтому не удивительно, что ранние работы живописца несут на себе отпечаток восторженного увлечения постимпрессионизмом (Гоген, Ван-Гог, Матисс, Дерен). Для работ этого периода характерны колебания от живописи с ясно и четко очерченными формами, чистыми тонами до полотен, построенных на музыкальной выразительности линий, красоте цвета и мерцающих теней. Но вместе с этим, преодолевая известную эклектичность художественного мышления, О. Михайлов обретаети свое яркое индивидуальное начало. Итогом поисков и открытий тех лет стала для него первая персональная выставка. открытая в помещении Ногинского драматического театра в 1962 году. Работы, экспонируемые на ней, заставили говорить об О. Михайлове как о художнике, обладающем своим видением мира, умеющем ненавязчиво и тонко поведать о сложнейших нюансах человеческих переживаний и раздумий.
Важной вехой в творчестве живописца стали работы, написанные в Прибалтике-«Паланга», «Клайпеда», «Дождь», «Палангская оранжерея» и ряд других. Они написаны с тонким мастерством и пониманием выразительных возможностей живописи: их повышенное цветовое звучание удачно сочетается с покоем, уравновешенностью композиции. Все они по-своему привлекают декоративностью цвета, мажорностью общего восприятия.
В 1968 году О. Михайлов побывал в Ладоге. Соприкосновение с русской стариной, с памятниками зодчества осталось для него почвой профессионального искусства. О. Михайлову органически близок дух народного творчества, проявляющийся в понимании своих задач, в тяготении к композициям, представляющим четко организованную систему локальных, чистых цветовых пятен, основным строительным элементом, своеобразным модулем которых является ярко выраженный предмет, Он пишет серию работ, посвященных Ладоге‚—«Лодейное поле», «Ольха», «Ледоход», «Красные лодки» и ряд других-лаконично, в своеобразной, графической манере. Для них характерно строго организованное пространство, упругие, динамичные линии.
По складу своего характера О. Михайлов- лирик‚ поэтому действительно лапидарная, несколько рационалистическая форма его работ из ладожской серии не высушивает произведения. Достаточно всмотреться, например, в «Ольху» или «Ледоход». Строгая композиционная организация не исключает, а, наоборот, подчеркивает, усиливает эмоциональную насыщенность. позволяет понять сущность изображенного, выявить характерность.
Полотна О. Михайлова, созданные за последние годы, привлекают сложностью и сдержанностью живописных переживаний. Ему как бы удалось органически слить воедино юношескую увлеченность живописью французских мастеров начала ХХ века с графически композиционной структурой работ, написанных на Ладоге. Это явление для него характерно и вызвано оно не только творческим соприкосновением с русским Севером, куда художник выезжает почти ежегодно на два-три месяца, но и прежде всего личными размышлениями живописца о сложной диалектике жизни. Его картины, такие, как «Рабочий день в деревне», «Осень в Карелии», «Рабочая суббота в северной деревне», «У Белого моря», как будто призывают зрителя к активному сотворчеству, предлагают вместе с художником понять и полюбить неторопливый уклад жизни старинных русских деревень и поселков, оценитьтруд человека, его достоинства и рабочую гордость. При этом сам автор тщательно избегает навязчивых выводов и плоских статаций.
В своей творческой практике О. Михайлов не раз обращался к большим тематическим полотнам. Он создал несколько интересных произведений, посвященных Владимиру Ильичу Ленину, его соратникам. Уже в начале своего пути он работал над картиной «Ленский расстрел», которая, к сожалению, как и огромная часть его ранних работ погибла при пожаре мастерской.
В 1968 году художник пишет картину «Потомкам на память», проникнутую возвышенным поэтическим чувством. В ней подкупает искренность и теплота, с которой относится художник к своим персонажам, не ставя себе, однако, задачи детальной разработки харктеров. И хотя несколько заранее заданная живописцем одноплановость в трактовке образов заставляет их звучать несколько однообразно, в одном ключе, вся картина вызывает у зрителя чувство чистоты и уважения к ее героям. В этом полотне сказывается тяготение О. Михайлова к символическому образу, котороевозможно и правомерно как одна из граней художественно-поэтического воплощения окружающей нас действительности.
Совсем недавно художник завершил работу над новым полотном «Праздник в Ногинске» — это собирательный, синтезирующий авторское восприятие образ родного города с шумной веселой толпой людей, характерными старыми, «морозовскими» корпусами фабрик и рабочих казарм.
О. Михайлов — художник многогранного дарования. Кроме пейзажей, станковых картин и портретов, он часто и охотно пишет натюрморты. занимается монументальной живописью. В натюрмортах для О. Михайлова материальная «вещность» предмета является возможностью раскрытая объективного бытия природы. Предметы, изображенные им, могут быть изящны или грубы, весомы или легки, но они всегда обладают определенной фактурой, цветом, формой, они всегда материально осязаемы. В них есть точность оттенков психолологического состояния, заставляющая вспоминать не форму или цвет предметов, а лишь то общее, в чем форма и цвет есть выражение внутреннего состояния. ` Эта выставка—третья в судьбе художника и, по-видимому, самая весомая, самая убедительная, потому что О. Михайлсв вступил в период творческой зрелости, обрел свое неповторимое видение, свой живописный язык. Его работы хорошо знакомы не только подмосковным зрителям, они экспонировались на многочисленных всесоюзных, республиканских, зональных и Международных художественных выставках. Многое уже им сделано, но еще больше предстоит найти, обдумать, решить. Но есть полная уверенность-в этом убеждают работы живописца,—что Олег Михаилов выбрал правильный путь, что завтрашний день принесет новые зрелые плоды и что следующие его полотна внесут заметный вклад в сокровищницу советского изобразительного искусства.
Написать нам
Спасибо!
Ваше сообщение отправлено успешно
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время