[REQ_ERR: 401] [KTrafficClient] Something is wrong. Enable debug mode to see the reason. Луценко Анатолий Иванович (1934-1998) - Московская галерея «Хамовники»
Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Россия
Москва, Карманицкий пер. 3 А, стр.1
Напишите нам
Автор
Луценко Анатолий Иванович (1934-1998)

Луценко Анатолий Иванович родился 10 августа 1934 года в г. Баку в семье кадрового военного – Луценко Ивана Степановича и потомственной донской казачки – Луценко (Горбунковой) Татьяны Васильевны, уроженки хутора Малый Терновой Чернышевского района Волгоградской области.

Детство будущего художника протекало в большой нужде, обусловленной неграмотностью матери (она окончила 2 класса приходской школы), трудными моральными отношениях между родителями (они разошлись, когда Анатолию исполнилось 12 лет). Страсть к рисованию проявилась рано, в 3-4 года ребенок уже пытался разрисовывать любой кусочек попадавшей ему в руки белой бумаги.

Категорические запреты отца не помешали Анатолию в 15 лет принять решение учиться рисованию. В 1949 г. он поступил в Ростовское художественное училище, окончил его в 1954 г. За годы учебы и спустя еще многие годы его учителем и другом был талантливый живописец Михайлов Герман Павлович, высокое мастерство которого, кристально честные человеческие качества, оказали благоприятное воздействие на Анатолия и укрепили его решение стать живописцем.

Вся дальнейшая жизнь художника была неразрывно связана с его творчеством.
Дипломный эскиз, выполненный в училище на тему « К.Е.Ворошилов на восстановлении моста через реку Дон», получил отметку «отлично». Это послужило основанием к тому, чтоб направить А. Луценко в числе других десяти выпускников училища для продолжения специального образования в Московский художественный институт (ныне Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова). Он поступил туда в 1954 г. и окончил институт в 1960 г. (мастерская дважды лауреата Государственной премии СССР, профессора Максимова Константина Мифодьевича).

Дипломная работа, представленная А. И. Луценко после окончания института «На Дону» (оценка – «отлично»), была высоко оценена президентом Академии художеств СССР Б. Иогансоном.

«Обращает на себя внимание картина выпускника института им. В.И Сурикова А. Луценко – «На Дону». Это талантливый живописец. Его картина останавливает зрителя. Художник избрал, казалось бы, обычное, будничное явление, изобразив пассажиров, беседующих на палубе парохода. Но здесь видно стремление автора дать характеристику действующих лиц, передать общее жизнерадостное настроение. Хороши живописные средства. Удачно передан свет, в картине много солнца.»

— Б.В.Иогансон, журнал «Искусство», 1961. №2. с.75-83
Такие слова без преувеличения могут быть отнесены к большинству последующих живописных работ А.Луценко, который по праву считался среди знавших его современников мастером и певцом солнца и жизни.

Началом творческой биографии является 1951 год. Впервые этюды А. Луценко были выставлены на выставке работ молодых художников Ростовского художественного училища, посвященной теме «Борьба за мир во всем мире» (газета «Молот», г. Ростов на Дону. – 28 сент., 1951, № 229 (8771)). В 1952 г. на республиканской выставке работ учащихся художественных училищ Российской Федерации в г. Москву была представлена серия донских пейзажей А. Луценко (газета «Молот», г. Ростов на Дону, 13 декабря, 1952.- № 293 (9141)).

В 1956 г. на выставке студенческих работ, выполненных в период учебной практики в г. Переславле- Залесском Ярославской области представлены работы А. Луценко – студента 2 курса факультета живописи Московского института имени В. И. Сурикова («Рыбаки», «Пейзаж», «Этюды»).

На областной художественной выставке Ростовского Союза художников в г. Ростове на Дону в 1957 г. экспонировались 2 его работы: этюды – «Девушка» и «Дворик». Начиная с 1958 г. А. Луценко являлся постоянным участником Всесоюзных, Республиканских, зональных, областных, Московских выставок. Он с 1963 г. переезжает на жительство в г. Москву и избирается членом Союза художников СССР и членом МОСХа. Активный выставочный период включает участие в 14 выставках, на которых были представлены 23 живописные работы и серии акварелей А. Луценко. Однако он фактически был прерван в 1986 г. из-за тяжелой болезни и занятости выполнением заказных работ в Художественном фонде г. Москвы. Будучи членом фонда, А. Луценко создал большое количество жанровых полотен, отдельные из которых были отмечены Почетными дипломами («Портрет Маркса»). Поэтому до настоящего времени экспонировалась лишь минимальная часть творческого наследия А.И.Луценко, которое включает около 150 живописных и графических работ (портреты, натюрморты, пейзажи, акварели, рисунки).

Научный сотрудник Ростовского музея изобразительных искусств Е.Лукьянова так характеризовала творчество А. Луценко:

«…художник любит донское лето с солнцем, травами и рекой, поля, протянувшиеся до самого горизонта. Его герои свободно живут в пейзаже. Симпатии живописца, излюбленный круг его тем – простые труженики Дона. Доярки на одноименной картине изображены солнечным днем на донском берегу. Картина пронизана светом, полна движения. Серебрятся волны Дона, ветер шевелит белые халаты доярок»…«Любовь к родному краю и его людям подкупает во многих полотнах художника. Вот молодая казачка (картина «В станице») стоит у Дона с ведрами на коромысле. Мимо по солнечной реке проносится «Ракета». Можно подолгу рассматривать эти полотна, в которых привлекает свежесть живописи. Глубокие психологические задачи решаются художником в картинах – портретах. Вот участник гражданской войны П.Д. Культушин – пожилой человек стоит совершенно спокойно, естественно. Он, колхозный конюх, кажется слитым воедино с осенним пейзажем. Интересна графическая техника, выбранная художником, так называемая «тушь с размывкой», техника капризная, требующая большой точности. Впервые графическая серия «Труженики Дона» экспонировалась на выставке «Родной Дон». Все пять работ («Ростовский базар», «На току», «Рыбаки», «Уха», «Обед») носят жанровый характер. Фигуры объемны, промоделированы светотенью. Хорошо используется белая поверхность листа. В работе «На току» три женские фигуры настолько удачно с ней связаны, что сама бумага воспринимается, как груда светлого сыпучего зерна».

— Е.Лукьянова, газета «Молот», г. Ростов на Дону, 15 октября, 1964, № 243 (12773)
Ярки и солнечны, как сама донская природа, картины-пейзажи: «Донской перекат», «Раздорские холмы», «Терраса, освещенная солнцем». Многочисленные этюды посвящены сказочно красивым местам станицы Раздорской – заповедной станицы донского казачества, которую художник избрал вторым постоянным местом жительства. Этот живописный уголок нашей родины, напоенный теплом и солнцем, с его жителями – простыми, трудолюбивыми людьми, служил неиссякаемым источником не только для этюдов, но и серьезных произведений, выполненных тщательно с высоким мастерством.

Среди них надо отметить новое тематическое решение той же извечной темы «На Дону» – живописной картины А. Луценко, над которой он трудился не менее трех лет (1993-1995). В этой картине, которую сам автор считал программной работой, прекрасна не только донская природа, но утверждается торжество молодости, нового, светлого утра, как апофеоз веры художника в победу жизни. Это не была простая влюбленность в окружающую действительность, а выражено философское восприятие её сложных противоречий («быки» и «люди»). Серьезное отношение к жизни, работе блестяще удалось выразить А.Луценко в автопортретах (1978, 1985, 1986 г.г.)[1].

Собирательный образ гармоничного человека, которому единение с природой дарит духовную красоту, видится в целом ряде женских портретов («Донское утро», групповой портрет, «Женский портрет с яблоками», «Женский портрет на фоне подсолнухов», «Женский портрет»). Высоко художественно выполнены портреты сына (1981, 1984 г.г.), этюды: «Девочка, освещенная солнцем», «Мальчик, освещенный солнцем».

Мастерство живописца особенно пленяет в натюрмортах, в которых живут, очаровывают любимые автором цветы («Сирень и тюльпаны», «Пионы с календулой», «Сирень с ландышами), а также другие дары природы («Натюрморт с яблоками и виноградом», «Натюрморт с донскими рыбцами», «Натюрморт с баклажанами», «Натюрморт с донской рыбой и овощами», Осенний натюрморт»)[2].

Целая серия картин – пейзажей посвящена Псковско-Печорскому монастырю («Осень в Псковско-Печорском монастыре», «Звонница Псковско-Печорского монастыря», «Никольский храм Псковско- Печорского монастыря»). Эти работы создают успокоение, навевают тихую грусть по уходящей жизни, в то же время говорят о непроходящей её светлости, что ассоциировалось с осенним периодом природы, красочно нарядной.

Ярки и красочны многочисленные акварели, посвященные природе рек Волги и Дона, родине Льва Толстого – Ясной Поляны. Точны и разнообразны по тематике рисунки художника.

Многие его работы по сей день радуют зрителя в музеях нашей страны и зарубежья. Также находятся они и в частных коллекциях. Как пример, одна из работ была передана известному хирургу Майклу Э. Дебейки во время его встречи с академиком Петровским Б. В.

Будучи молодым и начинающим живописцем, в 1960 г. А.Луценко дал интервью в клубе интересных встреч. Уже тогда он четко представлял, что его жизнь будет посвящена служению людям:

«…строителям, чьими руками возводятся новые города, поселки; человеку, труд которого так благороден и величественен…» «Я знаю, что потребуется немало времени и труда, чтобы осуществить намеченное. Нужно самому научиться работать так, как мои герои – современники, для которых самое главное – благо своей страны. И я к этому готов»

— А.Луценко, газета «Комсомолец», орган Ростовского обкома и горкома ВЛКСМ, 2 октября 1960 г.

Написать нам
Спасибо!
Ваше сообщение отправлено успешно
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время