Грибков Виталий Степанович (1936-2019)—советский и российский художник, теоретик искусства и представитель неофициального искусства СССР.
Виталий Грибков прошел последовательно путь от известного авангардного интеллектуала до «чистого» живописца, намеренно отказвавшегося от условного языка концептуальных экспериментов.
БИОГРАФИЯ
В детстве жил в Липецке у бабушки по материнской линии. Окончил Московское высшее художественно-промышленное училище по специальности художник-конструктор (дизайнер) (1962). Один из основателей художественной группы «Фикция» (1965—1974). В качестве одного из редакторов выпускал самиздатовские журналы «Фикция» (1967—1971) и «Метки по новой живописи» (1975—1980). Сооснователь творческого объединения «Колесо».
Принадлежит к числу художников так называемого «третьего направления» — между официальным искусством и андеграундом. В 1967 году полгода жил в деревне Ивашково Вологодской области с целью освоения традиции русского пейзажа, но от русской тональной традиции перешёл сначала к фовистскому открытому цвету, затем к стилистике, близкой поп-арту. Впоследствии от концептуальных экспериментов вернулся к «чистой» живописи. По мнению Олега Кулика, «Грибков старый авангардист, он талантливый и живой умный художник, но когда начались первые гэбешные обыски, он испугался и бросил авангард…». Тем не менее, первая выставка Кулика была открыта при поддержке Грибкова. Художника называют своим духовным «возбудителем» члены арт-группы «Мухоморы». Сам Грибков считал, что его неприятию крайнего модернизма способствовало знакомство с Георгием Костаки.
Занимался семиотическими исследованиями изобразительного искусства и мистическими практиками, в частности, в числе других художников участвовал в медитативных сеансах В. В. Налимова.
Концепции Грибкова получили название «конструктивный концептуализм» (вместе с философом В. М. Петровым и прозаиком Львом Меламидом) и «логика ощущения».
Женщины в жизни Виталия Грибкова занимали центральное место. Он их очень любил, так, как любят художники. Был очарован их красотой, ему нравилось их писать обнаженными, он любил, чтобы они были на картинах и загадочны и сексуальны. О восприятии женщины Виталий Степанович говорил так: «Проходящая мимо женщина с самого начала не является для меня всего лишь телесным контуром, красочным манекеном, зрелищем, она — «индивидуальное, чувственное, сексуальное выражение».
Племянник липецкого поэта и художника Алексея Липецкого, дядя участника группы «Мухоморы» Алексея Каменского.