Россия
Москва, Карманицкий пер. 3 А, стр.1
Напишите нам
Автор
Чудин Виктор Федорович (1936-2016)

1952—1957 г.г. учёба на живописном отделении Саратовского художественного училище;

1961—1965 г.г. работа в Польше в газете «Знамя Победы»;

1965 г. начало работы над концепцией формулы цвета;

1969 г. персональная выставка в Москве в журнале «Смена»;

1970-е г.г. создание росписей в домах культуры Саратовской области;

1987 г. первая персональная выставка в СГХМ им. А. Н. Радищева;[2]

1991—1992 г.г. творческие поездки в Германию;

1992 г. участие в коллективных выставках «Формула цвета» в СГХМ им. А. Н. Радищева и Энгельсском краеведческом музее;

1989—1996 г.г. участие в групповых выставках в Германии;

2003 г. выставка «Акриловый период» в СГХМ им. А. Н. Радищева[3];

2006 г. «Формула цвета Виктора Чудина» выставка к 70-летию со дня рождения художника в СГХМ им. А. Н. Радищева;

2009—2010 г. г. серия выставок в Литературном музее им. К.Федина «Четыре сезона»;

2010 г. выставка в картинной галерее им. А.Мыльникова (г. Энгельс).

Виктор Чудин — одна из знаковых фигур современного изобразительного искусства города Саратов. Он притягивает своей яркой самобытностью, соединением в своём искусстве русской архаичности и европейского свободолюбия. С юности Виктор отличался подвижностью и темпераментом, но вовремя сумел направить свою энергию в русло творческих поисков. Из всех видов искусств ближе всего ему оказалась живопись, волнующая, пробуждающая яркие эмоции. Учился он, как и многие в советское время, в художественном училище, но многое постигал самостоятельно, пропуская через себя. Он создал свою живописно-образную тему, в основе которой — намеренное решение произведения в одной плоскости, упрощение и обобщение форм, символическое значение цвета. Композиция каждой его картины строго подчинена поставленной художественной задаче. В основе всех чудинских произведений — выражение красоты, как её понимает художник: в людях, в цветах, в природе. Он не боится повторять, что «только красота — основа всего».

Живопись Чудина удивительно проста и в то же время наполнена большой жизненной мудростью. Живописный цикл «Донгуз. Овраги», созданный художником на раннем этапе творчества (1950—1960-е годы), воплощает его отношение к родной природе. Художник родился в этом замечательном уголке России, селе Донгуз с почти трехсотлетней историей. Природа Чудина никогда не изображается им повествовательно, с документальной достоверностью. Работы этого цикла, — это его обобщенные образы, навеянные воспоминаниями детства и усиленные свежими натурными впечатлениями. Наверное, ни один чудинский пейзаж не обходится без присутствия человека: деревенских жителей, соседей, юношей и девушек. Человек для него — загадка вселенной и главный концепт его творчества любого периода. Кроме того, верные спутники художника — кошки и собаки, живущие рядом с человеком, а в сельских пейзажах — коровы, лошади, овцы — часть патриархального уклада русской деревни. Кстати, цветы у Чудина — фактически живые существа, которые дышат, чувствуют… В обращении художника к цветам им может воплощаться и образ человека. В каждом цветке, как и в человеке, уникальность его природы, каждый цветок проходит подобный жизненный цикл: рождения, расцвета, увядания. Наблюдение за жизнью цветка не только вдохновляет художника красотой, но и наполняет мудростью. И неслучайно натюрморт с любимыми цветами может оказаться фоном для портрета, чаще женского. Все перечисленные «объекты»: люди и животные, деревья и растения, существующие в творчестве художника — неотъемлемые части «полноты жизни», к которым стремится мастер.

Вообще, картины В.Чудина полны яркого и сочного цвета, частого используемого в открытых и чистых сочетаниях. Безусловно, именно он в произведениях Чудина играет главенствующую роль. « К цвету отношусь с почтением: в нарядности цвета — смысл радости жизни», — говорит сам мастер. Недаром в 1960-е годы художник начал работу над так называемой «формулой цвета» и продолжал работу почти до конца своей жизни . Правда, персональная выставка Виктора Чудина «Акриловый период. Формула цвета», явившаяся своего рода итоговым отчетом, прошла в Радищевском музее в 2003 году, когда искомая им формула были приведена к определённой системе. В своих цветовых поисках Виктор Чудин был близок к своим коллегам Владимиру Солянову, Юрию Машкову, Вячеславу Лопатину и вместе с ними стал участником групповой выставки с одноименным названием в 1992 году. (Выставка состоялась в СГХМ им. А. Н. Радищева и в Энгельсском краеведческом музее.) Цвет Чудина в процессе его художнического становления, безусловно, менялся. На раннем этапе его творчества краски активно смешивались художником или накладывались друг на друга, образуя тонкие градации цвета либо бьющую через край его избыточность. В пейзажах Донгуза и Пристанного он приходит к звучной наполненности и интенсивности цвета. Художник предпочитал работать плоскостями, граничащими друг с другом, соединенные не плавным переходом, а логикой ритмического строя и композиции.

Основной группой произведений, в которых реализуются и колористические искания художника, и его жизненная философия, стали его многочастные композиции. Посредством различных образов — яблока, женского лика, женского портрета в полный рост или человеческой фигуры Чудин выражает одну и ту же идею о « пяти временах года в жизни человека». Причем эта идея, казалось бы, уже сформулированная, каждый раз находит свою интерпретацию не только в новом образе, но и в новых цветовых сочетаниях.

Формула цвета, разработанная Чудиным в циклах картин, сыграла важнейшую роль в его творчестве. Она стала инструментом для обращения художника к волнующим его темам философии бытия, темам радости жизни и конца земного пути. В них раскрываются также вопросы преемственности поколений, силы духа человека, веры в бога, к которым он обращается в настоящее время. Храм божий, лик святого или ангела, старцы, молящиеся — это образы, которые сегодня особенно волнуют Виктора Федоровича, немало пережившего и испытавшего на своем веку. «Его произведения последних лет, то безнадежно прощальные, то безудержно радостные, вновь возвращают нам веру в не случайность и не бессмысленность земного пути человека… Каждая картина воспринимается как законченная художественно-мировоззренческая сущность, каждая таит в себе целый мир эмоционально-философского постижения жизни.» (Пашкова Л. В.).[4]

Официально в Союз художников Виктор Чудин не вступал.

Михаил Арефьев
Михаил Арефьев
Михаил Арефьев
Михаил Арефьев
Михаил Арефьев
Михаил Арефьев
Михаил Арефьев
Михаил Арефьев
Михаил Арефьев
Михаил Арефьев
Михаил Арефьев
Михаил Арефьев
Михаил Арефьев
Михаил Арефьев
Михаил Арефьев
Михаил Арефьев
Михаил Арефьев
Михаил Арефьев
Михаил Арефьев
Михаил Арефьев
Написать нам
Спасибо!
Ваше сообщение отправлено успешно
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время