СТАТЬЯ
ПЕВЕЦ СЕВЕРА 100-ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВСЕВОЛОДА ФЕДОРОВИЧА БУРЛАКОВА.
Чурюканова О.В., кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник
8 апреля 2019 г. исполнялось 100 лет со дня рождения московского художника Всеволода Федоровича Бурлакова (1919-1986), картины которого хранятся в фондовом собрании Плесского музея-заповедника.
Всеволод Федорович Бурлаков родился в Мордовии, в Саранске. В 1950 г. окончил художественный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии. Участвовал в выставках с 1948 г., в том числе в выставке «Советская Россия» (Москва, 1960).
Как и большинство художников, В. Ф. Бурлаков был неутомимым путешественником. Во время поездок по России он заполнял свои альбомы эскизами разнообразных ландшафтов, архитектурных сооружений, кораблей, портретами людей на работе и на отдыхе. В. Ф. Бурлаков – художник-пейзажист с широким кругом интересов: он создал много красивых северных деревенских пейзажей, любил писать холодные воды северных морей и замысловатые фиорды, природу Заполярья и Сибири, много работал в Крыму.
Однако природа Русского Севера оставалась одной из любимых тем мастера. Известно, что многие живописцы, в числе которых И. Билибин, Н. Рерих, В. Верещагин, К. Коровин, В. Переплетчиков, находились под магическим обаянием Севера, и почти все, побывавшие в этих краях, писали о них с восторгом. В. Ф. Бурлаков много путешествовал по Карелии, Мурманской и Архангельской областям, побережью Баренцева моря, изучал жизнь народов этих мест, памятники деревянного зодчества Севера, с любовью и мастерством писал картины, этюды, посвященные суровой природе. Пейзажи из коллекции Плесского музея-заповедника в т.ч. «Рыбачий поселок на Севере» (1979) кардинально отличается своей умиротворенностью, неяркими красками от ярких и солнечных южных полотен этого живописца.
Суровая романтика наполняет картину. Краски сдержанны, и колорит кажется необычным для В. Ф. Бурлакова. Небо удивительно холодное, отделенное от земли линией светлых облаков, в которых угадывается бледное северное солнце. В коричневых тонах выполнен образ поселка, его деревянных домов, бревен и лодок, но при всем этом полотно поразительно колоритно. Бледно-стальное северное мерцание атмосферы отражается в глади воды, наполняя картину необычным внутренним светом. Палитра художника вобрала в себя светлые краски северной природы: белизну воды, почти ультрафиолетовое сияние гор, светло-лиловые оттенки неба. Все это живописец изображает быстрыми пастозными мазками
Картины художник можно посмотреть в Госкаталоге :